ТОЧКА НЕПОВЕРНЕННЯ, АБО ЯК УПРАВЛЯТИ ЦІНАМИ ТОВАРІВ
Це одна з моїх найбільш улюблених статей, одразу після її публікації в журналі “Стратегії” у 2006 році декілька сайтів перевидали її текст. Вона популярна тому, що містить формули та технологію розрахунків для визначення правильної ціни, якщо ти працюєш на олігопольному чи масовому ринках. Гарного читання.
=== М.Колісник ===
“Стекло было темно-зеленое, и на нем загоралась ярко-зеленая точка, лишь только какой-нибудь самолет появлялся в воздухе в радиусе сорока миль. По мере продвижения самолета передвигается и точка. У каждой точки ставится маленький отметчик из пластмассы. В обиходе отметчики эти называют “козявками”, и диспетчеры передвигают их рукой, следуя за продвижением самолета и изменением его положения на экране.
<…> На темной поверхности экрана ярко горело пятнадцать зеленых звездочек, обозначавших самолеты в воздухе, или “целей”, как называли их те, кто работал на радарах”. Артур Хейли «Аэропорт» |
-
Точка невозврата (The Point of No Return)
Когда солнце почти исчезает за линией горизонта и первые вечерние сумерки опускаются на землю жизнь современного аэропорта, кажется, замедляет свой напряженный ритм. Редеет количество пассажиров в транзитной зоне, уже не так быстро движутся заправщики и другие вспомогательные машины, почти не видно автобусов с пассажирами. Только одинокий небольшой частный самолет, выруливая почти к выезду со вспомогательной дорожки на взлетно-посадочную полосу, как бы в нерешительности замирает, на самом деле ожидая разрешения на взлет.
Его пилот, ведомый наземным диспетчером, словно симфонию выполняет доведенную до автоматизма последовательность действий, обязательных перед взлетом. Взгляд пилота, автоматически скользнув по датчикам подачи топлива, визуально проверяет наличие движения на взлетной полосе, угол атаки (читай наклона) лопастей пропеллера, еще раз возвращается к взлетной полосе. И вот все проверено и в эфире звучит доклад наземному диспетчеру о готовности к взлету. Первая веха, первая точка пройдена, теперь самолет из ведомства наземного диспетчера переходит в ведание диспетчера полетов – контролера. Звучит доклад “Mike-India-Whiskey taxi to the position runway 2-6 to take off…”. Контролер, изыскав свободный промежуток достаточный для взлета, разрешает выезд на взлетную полосу 26. Еще раз доложив о готовности ко взлету и получив разрешение, пилот коротко докладывает о взлете, в эфире звучат позывные “Mike-India-Whiskey Rolling…”. Самолет, ускоряя свой ход, разбегается по взлетной полосе, кажется, не только стремясь подняться ввысь, но для того, чтобы снова еще сегодня увидеть солнце, которое для всех других на земле, в этой часовой зоне, уже безвозвратно скрылось за горизонтом. Стремление к свету столь велико, что во время разбега, кажется, совсем незаметным то мгновение, когда самолет преодолевает другую точку. Ту точку на взлете, после которой остановить движущийся самолет уже невозможно. После которой, ты просто обязан взлететь, после которой возврата нет…
Точка невозврата – The Point of No Return. Еще мгновение, и самолет, преодолев эту точку, неожиданно легко отрывается от земли и, устремляясь ввысь, уже кажется нам игрушечным. У его пилота теперь иные заботы. Выдерживая курс 260 до высоты около 300 метров, ему теперь следует позаботиться о дальнейшем маневрировании.
Впрочем, наш пилот, вне всякого сомнения, справится, ведь он прошел профессиональную подготовку и налетал немалый опыт. Кто-то может даже обидно заметит «пилотировать самолеты – это штука серьезная, это вам не бизнесом заниматься, тут подготовка нужна». И воспринимая с болью в душе вышеизложенное утверждение, давайте, поговорим о критических точках в бизнесе, так как бизнес, точно также как самолет имеет свои точки невозврата – The Point of No Return.
-
Точка безубыточности (Break-Even Point)
Точка безубыточности, банальная точка безубыточности, казалось бы, что может быть более известным, чем она. Любой преподаватель, любой экономической или управленческой дисциплины считает долгом своей чести «проехаться» по теории безубыточности и начертить на доске общеизвестную схему, подобную той, которая изображена на графике (рис.1, верхняя схема). В некоторых случаях вам «повезет» еще больше, и вы услышите о различиях между классической бухгалтерской и экономической моделью определения точки безубыточности, которая изображена на том же графике (рис.1, верхняя схема).
Общеизвестен факт, который можно вычитать обычно в любом классическом учебнике по управленческому учету, например у К.Друри[1] или у Р.Гаррисона и Э.Норина[2], что настоящие фиксированные и переменные издержки на самом деле не повинуются прямолинейным законам поведения, как это принято считать в бухгалтерской модели.
Рассмотрим это более подробно…
Завантажити повний варіант статті у форматі PDF
Завантажити модель в MS Excel, описану в статті
Стаття також була опублікована тут
[1] Друри К. Управленческий и производственный учет. Пер. с англ.; Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 1071 с.
[2] Ray H. Garrison, Eric W. Noreen Managerial Accounting, Ninth Edition. Irwin-McGraw-Hill, 1999